14:36 

un poco sobre los libros

polly_anna
beauty is in the eye of the beholder
Поняла, что я действительно почти не пишу о книгах. Что странно – потому как читаю я довольно много (по современным меркам), просто мой читательский набор весьма нетрадиционен. Никак не могу добраться до современной литературы, как русской, так и зарубежной, а по-хорошему надо хотя бы ознакомиться с самыми обсуждаемыми произведениями, чтобы составить свое мнение. Читаю я в основном классику – просто в силу нашей образовательной программы. Буду откровенна: многое читается с трудом и через силу. Это, видимо, проявление профессиональной деформации: если раньше было приятно провести вечер с интересной книжкой и чашкой чая, теперь гораздо больше желания залипнуть перед сериалом или очередным квестом. Это как-то грустно. Приходится читать и много научной и околонаучной литературы. Кстати, она бывает очень любопытной. Обожаю книжки по психо-, социо-, когнитивной и гендерной лингвистике. Всем советую почитать Лотмана (Комментарии к «Евгению Онегину»), Лихачева (статьи о древнерусской литературе), Бахтина (Проблемы поэтики Достоевского и Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса). Человек, знакомый с этими трудами, не будет писать отзывы о «Бесах» в духе: «Петр Верховенский меня бесит» или «Понять не могу, и почему это все так легко пошли на убийство Шатова». Это я тут зашла на readly.ru – и тут же закрыла сайт навсегда, потому что сердце кровью обливается, когда читаешь эти однотипные топорные рецензии на русскую классику. Бог-то с ними с мнениями – каждый понимает художественное произведение в силу своего опыта, глубины понимания, тут нам всем до Достоевского далеко. Но сами фразы, выражения – как под одну гребенку! «Перейду к следующей ключевой фигуре», «Автор не дает ответов, а только ставит», «Сюжет захватывает с первых страниц и держит в напряжении» и тому подобное. Об обилии орфографических и пунктуационных ошибок в так называемых «рецензиях» и говорить не хочется. Как-то ожидаешь от человека, который всерьез интересуется русской классикой, банальной грамотности. А тут складывается ощущение, что человек в жизни особо ничего не читал, но изо всех сил пытается выглядеть заправским критиком. Если в этом весь readly.ru, то я разочарована.

Как обычно, меня унесло в сторону. Хотела написать о какой-нибудь последней книге, которая меня впечатлила. Но, как оказалось, таких книг не очень много. Над классикой, безусловно, хочется думать и размышлять; отдельные эпизоды впечатляют, да. Это действительно та самая эстетическая функция искусства, которую хорошее произведение должно выполнять. И вот еще что заметила: чем больше читаешь классики (и слушаешь, и смотришь – работает со всеми видами искусства), тем выше ожидания от каждого следующего произведения – будь то массовая или элитарная культура. Это как слушать всю жизнь Баха, Моцарта, Верди – и вдруг услышать что-то в духе «ладаседанбаклажан». Поэтому, кстати, я совершенно не воспринимаю современную поэзию. Буквально вчера перечитывала «Детство» Толстого к семинару. Когда дошли до стихотворения, сочиненного немцем Карлом Иванычем на именины матушки главного героя, кто-то из однокурсников отпустил меткое замечание: «Сейчас такой стишок был бы очень популярен». Напомню для наглядности:
Помните близко,
Помните далеко,
Помните моего
Еще отныне и до всегда,
Помните еще до моего гроба,
Как верен я любить имею.

Вот эти вот «любить имею» и «до всегда» (напомню, что сочинил стих герой, для которого русский язык не является родным) сейчас восприняли бы как особый шик и проявление постмодернистского сознания.

В общем и целом, я отношусь к современной литературе как к развлечению, но не более. Неплохо написано, достойные идеи – но ничего нового и оригинального. К тому же, нет той эстетической значимости классической литературы. Возможно, я просто что-то «не то» читаю – среди такого разнообразия трудно выхватить что-то эстетически ценное. Буду рада любым советам на тему «что почитать». Правда, не знаю, когда дойдут руки до этих книг, но, по крайней мере, я буду жить с надеждой, что не всё потеряно.


@темы: books, my thoughts, somewhat professional

URL
Комментарии
2015-11-27 в 18:36 

souriso
Хотел как лучше, а пошёл спать
Я тоже люблю классическую литературу и гораздо ниже оцениваю современных писателей. Не могут они достичь той мощи, которая присуща классикам, да и язык, конечно, в большинстве случаев далек от совершенства. Но все время читать классическую литературу я, к примеру, не могу, потому что мозгу нужна передышка и что-то попроще)) в принципе, попадаются хорошие истории и среди современных. не так давно я прочитала книгу "Щегол" Донны Таррт, и хотя в ней встречаются сленг и нецензурные слова, все остальное настолько красиво и вкусно написано (и переведено), что получаешь огромное удовольствие)
кстати, как ты относишься к зарубежной классике? Мне, например, очень нравится "Мартин Иден", хотя язык у Лондона, конечно, не станешь сравнивать с Достоевским))

2015-11-27 в 21:45 

polly_anna
beauty is in the eye of the beholder
souriso, я иногда думаю, что это как-то по снобистски - так оценивать современную литературу. в конце концов, классика когда-то тоже была современной, а потом какие-то произведения прошли проверку временем, какие-то нет. ведь что-то современное определенно станет классикой в будущем)

Но все время читать классическую литературу я, к примеру, не могу, потому что мозгу нужна передышка и что-то попроще
да, это естественно - классика прекрасна, но иногда нужно читать что-то попроще:) и спасибо за совет! постараюсь найти время и прочесть "Щегла" :)

кстати, как ты относишься к зарубежной классике?
мне нравится как русская, так и зарубежная классика - что-то больше, что-то меньше. очень любопытна средневековая литература типа "Декамерона" или "Гаргантюа и Пантагрюэль". она отражает совсем другую систему мировоззрения, которая нам непонятна и дика даже. но когда узнаешь, почему, скажем, Рабле придерживался такого-то эстетического принципа, как-то по-другому воспринимаешь и оцениваешь произведения. XIX-XX века, конечно, к нашему миропониманию ближе. люблю европейский реализм типа Бальзака, Флобера или Ремарка. Летом прочитала "Убить пересмешника" (не знаю, классика ли это, но наверное уже да), очень впечатлила, одна из немногих любимых книг. вот до "Мартина Идена" пока, к сожалению, не дошла, хотя ты не первая, кто советует прочитать)

URL
2015-11-27 в 23:01 

souriso
Хотел как лучше, а пошёл спать
polly_anna, мне грустно за современную российскую прозу, потому что или я в ней совсем не разбираюсь, или достойных книг вообще нет :nope: А насчет зарубежной литературы согласна - действительно очень интересно наблюдать за другой картиной мира, причем в разных эпохах) Я давно читала "Убить пересмешника", сильная книга, но меня она впечатлила скорее как идеологический манифест, чем как художественное произведение. не знаю, как объяснить, но я эту книгу больше осознала, чем прочувствовала, как-то так)
а "Щегол", хоть и длинный, читается буквально на одном дыхании))

2015-11-28 в 19:49 

.rainbow.
carpe diem
О, как раз читаю Лотмана и Лихачева к будущему экзамену, иные труды, правда :)
Классическая литература прекрасна. Нечасто встретишь неповерхностного ее читателя да, рецензии порой ужасают

   

working hard or hardly working?

главная